Несколько слов о... 9ках, 15ках и новых городах
Для основания нового города требуется построить резиденцию или дворец, затем 3 поселенцев и еще дать им по 750 каждого ресурса.
Однако надо еще учесть, что к моменту основания нового города у вас должно накопиться достаточно очков культуры. Информацию о вашей культуре можно посмотреть в резиденции или дворце.
Подробнее про культуру читайте в факе: http://travian.fatal.ru/faq.php-page=culture points.htm
Выбирать место для нового города следует с учетом вашей дальнейшей специализации, а также геополитических интересов альянса.
Сначала вкратце опишу основные вопросы, которые необходимо решить для себя:
1. Где делать столицу, на пятнашке, девятке, или в обычном городе?
2. Продолжать ли в дальнейшем основывать новые города, или же сосредоточиться на развитии столицы?
Небольшая справка:
«пятнашка» - город с 15 зерновыми фермами.
«девятка» - город с 9 зерновыми фермами.
Пятнашки и девятки встречаются значительно реже, чем обычные города.
Столица отличается от обычного города тем, что:
а) Её нельзя захватить. То ли вообще, то ли если у игрока не более 3 городов, надо уточнить.
Однако, если у игрока больше 1 города, то столицу можно разрушить катапультами, и основать на её месте новый город. Однако сделать это труднее, так как:
б) В столице можно построить камнетеса, который повышает устойчивость зданий (не стен) от катапультных атак.
в) В столице можно развивать добывающие поля выше 10 уровня. (однако они будут окупаться значительно дольше, чем на более низком уровне)
г) В столице нельзя построить большую казарму и большую конюшню. Нужны они только в очень специфических случаях и большинству игроков вообще не пригодятся.
Подробнее про столицу читайте в факе: http://travian.fatal.ru/faq.php-page=capitals.htm
Чем примечательны пятнашки?
Они позволяют содержать большое количество воинов. Сейчас содержание войска не очень проблематично, однако я думаю, что это будет критично уже через месяц. Если вы собираетесь участвовать в крупных наступательных операциях, то вам крайне желательно иметь пятнашку. Конечно, крупную армию (в несколько тысяч человек) можно содержать и в обычном городе, регулярно пересылая туда зерно из других городов. Однако, во-первых, это неудобно, во-вторых, всегда есть риск того, что армия погибнет от голода, если по каким-то причинам поставки сорвутся или противник стащит ваше зерно.
Помимо этого, если вы используете NPC торговца, то развиваться на пятнашке получится даже быстрее, чем на обычном городе. Здесь мукомольная мельница действует сразу на 15 полей, ВТО время как в обычном городе надо строить отдельно кирпичный завод, лесопильный завод и чугунолитейный завод, до которых, к тому же, дольше развиваться. Кроме того, пекарня позволяется повысить производительность почти всех полей еще на 25%. Кроме того, оазисы здесь тоже будет использоваться более эффективно. В итоге на пятнашке с хорошими оазисами суммарная добыча ресурсов может быть до двух раз больше, чем в обычном городе с тем же уровнем развития полей.
Если вы не используете NPC торговца, развивать пятнашку вторым городом будет сложнее, так как у вас будет постоянный избыток зерна и недостаток стройматериалов. Возможен такой вариант развития, когда сначала строится несколько ресурсных городов, а потом уже пятнашка. Однако, как я уже говорил, пятнашки встречаются редко, а желающих много, поэтому есть риск, что выбранное вами место займет противник. Поэтому я рекомендую вторым городом занимать именно пятнашку или девятку. В крайнем случае потом можно будет поменяться с другим членом альянса.
Даже если вы не используете NPC торговца, пятнашку можно быстро развивать, обменивая зерно на другие ресурсы у тех игроков в альянсе, которые используют NPC. Однако это надо будет предварительно согласовать.
Конечно, обладать пятнашкой рискованнее, так как противник может захотеть захватить её, уже после того, как вы её заняли. Однако и защищать её будет проще.
Итак, в свете всего сказанного в большинстве случаев лучше перенести столицу на пятнашку. Во-первых, при этом противнику будет сложнее её отобрать. Во-вторых, здесь выгоднее прокачивать поля выше 10 уровня.
Иметь столицу в обычном городе с 6 полями имеет смысл только вы не используете NPC торговца и поблизости нет пятнашки с хорошими оазисами, зато есть обычный город с тремя хорошими оазисами.
(Хорошие оазисы – это те, которые дают +50% зерна или +25% сразу разных ресурсов)
Подробнее про оазисы читайте в факе:
http://travian.fatal.ru/faq.php-page=oases.htm
Промежуточный итог. Плюсы и минусы столицы на пятнашке и в обычном городе.
Столица на пятнашке:
+ Развив поля до высокого уровня, вы сможете содержать армию до нескольких десятков тысяч.
+ Если вы используете NPC торговца, то вы сможете получить большую производительность ресурсов, особенно если рядом есть оазис, дающий +50% зерна.
+ Делая пятнашку столицей, вы затрудняете захват её врагом. В свою очередь чужая пятнашка под боком крайне не желательна.
+ Чисто теоретически фермы можно развить до более высокого уровня, чем лесопилку или рудник, так как на очень больших уровнях для них просто во всей деревне не хватит места под склады.
+ Можно сэкономить место в городе, которое в обычном городе потребовалось бы для кирпичного, деревообрабатывающего и чугунолитейного заводов. Однако, вам потребуется больше амбаров, так как один будет очень быстро переполняться. Наличие свободного места в городе скоро будет весьма критично. Но и в обычном городе также рекомендуется иметь 2 амбара, чтобы в случае посылки большого подкрепления можно было хранить большой запас еды. Кроме того, если амбар только один, то противнику легче будет его разрушить, и тогда прокормить подкрепление будет сложно.
+ Пятнашку сложнее «занулить». Если противник уничтожит все фермы, то производство зерна уйдет в минус, при этом вы не сможете строить новые здания. Если уничтожен и амбар, то в городе практически невозможно будет держать подкрепление. При этом противник сможет спокойно его грабить.
- Если вы не пользуетесь NPC торговцем, то получить ресурсы на строительство и обучение армии будет сложнее.
- Разрушение вашего города будет важной стратегической задачей для врага.
- Вы не сможете строить на этой пятнашке большую казарму и большую конюшню.
Столица в обычном городе с 6 полями:
+ Развив поля до высокого уровня, вы получите большой прирост каждого из ресурсов, не прибегая к NPC торговцу. Однако с так как большинство построек и юнитов, как правило, требуют разное количество различных ресурсов, без торговли все равно обойтись не получится.
+ Город с малым количеством ферм имеет больше шансов попасть в список крупнейших городов
- Содержать большую армию будет сложно.
- Суммарная добыча ресурсов в общем случае будет меньше.
- Противнику легче будет уничтожить все фермы в таком городе и загнать производство зерна в минус.
Столица в девятке – промежуточный вариант. Разумеется, надо учитывать еще и оазисы. Например, в девятке с зерновым оазисом +50% можно получать столько же зерна, сколько на пятнашке без оазисов. При этом остальными ресурсами вы тоже будете обеспечены.
Теперь по поводу того, сколько городов иметь. Рассмотрим плюсы и минусы различных вариантов:
Большое число городов:
+ чем выше уровень добывающего поля, тем дольше окупаются затраты на его постройку. Причем после 10 уровня это время растет особенно быстро. Поэтому, если вы будете развивать шахты в новых городах, то производство ресурсов у вас будет расти быстрее.
+ Вы сможете параллельно (значит очень быстро) отстраивать защитные войска во всех городах сразу, а затем объединять их для защиты одного города, в случае необходимости. Объединять войска из разных городов для атаки нельзя.
+ Возможно, у вас будет больше территории для фарминга.
+ Вы будете иметь много населения и, следовательно, большой рейтинг
- У вас будет плохо с моралью. Читайте про моральный бонус в разделе «механика боя». Если на вас нападет игрок с меньшим населением, то у вас не будет против него морального бонуса. Если вы будете нападать на игрока с меньшим населением, у него будет против вас моральный бонус. Если разница существенная, то этот бонус как хорошая халявная стена у противника. Соответственно, вам будет затруднительно участвовать в серьезных наступательных операциях. Большая добыча ресурсов позволяет добиться преимущества только на начальном этапе. Уже в четырех обычных городах или одной прокаченной столице можно добывать столько ресурсов, что будет хватать на постоянную загрузку казармы и конюшни 20 уровня. Так что здесь более важным ограничением становится уже время тренировки. Кончено, можно еще пользоваться большими казармой и конюшней, но это только в особых случаях.
- Вам будет сложно защищать сразу много городов. Опытные противники будут применять тактику ложных атак (фейк-атак): посылать во все города волны по 1 юниту, в то время как настоящая армия идет только в один город. Если все сделано правильно, то угадать, какой город надо защищать практически не возможно. Защитить сразу все города тоже не реально. А для того, чтобы полностью вывести обычный город из игры на продолжительное время нужно не так уж много катапульт.
- Если какой-то ваш обычный город будет уничтожен или захвачен, то все войска, построенные в нем пропадут. Это будет весьма обидно, если вы их послали в подкрепление в другой город.
- Строительство новых городов ограничено культурой. Для каждого нового города заработать культуру будет сложнее. Потребуются дополнительные затраты на проведение праздников.
- В каждом новом городе придется заново производить исследования в академии и кузницах.
- Управлять большим числом городов очень хлопотно!
Малое число городов с преимущественным развитием столицы:
+ У вас будет сравнительно небольшое население, что позволит достичь морального превосходства над большинством серьезных противников.
+ Не надо распылять защиту по большому числу городов. Чем больше войск сосредоточено в одном месте, тем эффективнее они будут противостоять атакам противника.
+ Если ваши основные производственные силы сосредоточены в столице, то противник не сможет ими воспользоваться, захватив город. От разрушения они так же будут более защищены с помощью камнетеса.
+ Если основная часть ваших войск обучена в столице, то они меньше рискуют исчезнуть из-за потери города.
+ Не надо много раз производить одни и те же исследования в академии и кузнецах.
+ Можно не особо заботиться о культуре.
+ Малым числом городов удобнее управлять.
- Производственные поля высокого уровня окупаются дольше. Производительность будет расти медленнее. Однако надо учитывать, что если столица на пятнашке с хорошими оазисами, то базовая производительность там будет больше. То есть окупаться медленнее производственные поля станут не на 11 уровне, а позже.
- Для строительства производственных полей на высоком уровне потребуется много ресурсов. Настолько много, что придется строить несколько складов. Для этого, возможно, потребуется временно сносить какие-то здания.
- Скорость обучения войск будет ограничена 20 уровнем казармы и конюшни. Это актуально для защитных войск. Разумно в столице строить только атакующие войска, а еще иметь 1-2 города для постройки защитных войск и разведки.
- На загрузку большой казармы и большой конюшни ресурсов будет хватать уже с трудом. Однако, всем они и не нужны. Достаточно, если они будут у 1-2 игроков, а все остальные будут помогать им ресурсами.
- Количество сенаторов/вождей, которые вы сможете построить, ограничено числом городов: не более 3 в столице и не более 2 в обычном городе (это если вы не строили поселенцев в этих городах). Для захвата города за один заход римлянам нужно не менее 4 сенаторов, а галлам и германца не менее 5, те есть одним городом точно не обойтись.
(c) Dvirton